Библиотека школы
  №49 г.Улан-Удэ


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
Положение о библиотеке
 
 
   1. Общие положения
     1.1. Положение о библиотеке руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле", нормативными правовыми актами (в т.ч. регламентирующими и определяющими порядок функционирования библиотек). Положение о библиотеке вступает в силу после его утверждения директором общеобразовательного учреждения.
    1.2. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
    1.3. Библиотека общеобразовательного учреждения, являющаяся его структурным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы, которая предоставляется во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.
    1.4 Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в уставе общеобразовательного учреж­дения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и спра­вочными документами учитывается при лицензировании общеобразо­вательного учреждения.
    1.5 Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и по­следующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Деятельность библиотеки основывается на принципах демокра­тии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих цен­ностей, гражданственности, свободного развития личности.
   1.6. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников общеобразовательного учреждения.
   1.7. Государственная или иная цензура в деятельности библиотек не допускается.
   1.8. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой. 1.9.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
                                                         II. Основные задачи
    2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
   2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
   2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
III. Основные функции
    3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки образовательная, информационная, культурная.
   3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников, пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет.
Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр, нетрадиционных носителей информации: аудио-видео-кассет и др. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от типа общеобразовательного учреждения, контингента учащихся, специфики обучения (при необходимости фонд комплектуется литературой на языках народов Российской Федерации и иностранных языках).
   3.3. Обслуживание читателей ведётся на абонементе, в читальном зале.
   3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний; по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.
   3.5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
  3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя.
  3.7. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
  3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, викторин и др.).
  3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.
  3.10. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.
  3.11. Участие в работе ведомственных (межведомственных) библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками города с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
  3.12. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
  3.13. Исключение из библиотечного фонда литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
  3.14. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
  3.15. Выполнение на коммерческой (договорной) основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.
  3.16. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
  3.17. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
IV. Организация деятельности библиотеки
   4.1.Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном
учреждении обязательно.
   4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учеб­ным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения и планом работы библиотеки.
   4.3.Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобра­зовательного учреждения. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижение нормативов абсолютных размеров финан сирования из бюджета общеобразовательного учреждения.
   4.4.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях ин­форматизации образования и в пределах средств, выделяемых учреди­телями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится от­дельно); • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажно­сти, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • современной электронно-вычислительной, телекоммуникацион­ной и копировально-множительной техникой и необходимыми про­граммными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
   4.5.Общеобразовательное учреждение создает условия для сохран­ности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
   4.6.Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в со­ответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методи­ческих изданий, создание необходимых условий для деятельности биб­лиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в со­ответствии с уставом учреждения.
   4.7.Режим работы библиотеки определяется заведующим библиоте­кой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распо­рядка общеобразовательного учреждения. При определении режима ра­боты библиотеки предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри- библиотечной работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслужива­ние пользователей не производится; • не менее одного раза в месяц — методического дня.
  4.8.В целях обеспечения рационального использования информаци­онных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Ми­нистерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
  5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации, субъектов РФ и уставом об­щеобразовательного учреждения.
  5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет ру­ководитель общеобразовательного учреждения.
  5.3.Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиоте­кой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательно­го учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библио­теки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмот­ренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения. Заведующий библиотекой назначается руково­дителем общеобразовательного учреждения; является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического сове­та общеобразовательного учреждения.
  5.4.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспе­чивает методист по учебным фондам и школьным биб­лиотекам органа управления образованием.
   5.5.Заведующий библиотекой разрабатывает и пред­ставляет руководителю общеобразовательного учреждения на утвер­ждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разраба­тываются на основе объемов работ, определенных положением о кон­кретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использова­нием Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в биб­лиотеках (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.97.№6.) Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
  5.6.На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необхо­димую профессиональную подготовку, соответствующую требовани­ям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и квалификации.
  5.7.Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую дея­тельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогиче­ской деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
  5.8.Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразова­тельного учреждения регулируются трудовым договором, условия ко­торого не должны противоречить законодательству Российской Феде­рации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
  6.1.Работники библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитатель­ного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; б) определять источники комплектования информационных ре­сурсов;
в) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии
с инструкцией по учету библиотечного фонда;
г) определять в соответствии с правилами пользования библиоте­кой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководите­лем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.
д).вносить предложения руководителю общеобразовательного уч­реждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников биб­лиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредны­ми условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива ра­боты на компьютере);
 е) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в
порядке, определяемом уставом этого учреждения;
ж) быть представленными к различным формам поощрения, на­градам и знакам отличия, предусмотренным для работников образова­ния и культуры;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
и) иметь ежегодный отпуск 36 календарных дней и дополнительный  оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором (12 рабочих дней)между работниками и руководством общеобразовательного учреждения
  6.2.Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информацион­ными ресурсами библиотеки;
 б) информировать пользователей о видах предоставляемых биб­лиотекой услуг;
 в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными феде­ральными перечнями учебных изданий, образовательными програм­мами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и биб­лиотечное обслуживание пользователей;
 е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
 ж) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения.
з) повышать квалификацию.
 
Правила пользования библиотекой
 
                                                                   1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
 б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библио­теки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
 г) получать во временное пользование на абонементе и в читаль­ном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библио­текой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положе­нию о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразо­вательного учреждения;
 
2. Пользователи библиотеки обязаны:
 а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом дос­тупе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
 е) расписываться в читательском формуляре за каждый получен­ный документ (исключение: обучающиеся 1—4-х классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в 10-кратном размере.
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обу­чения или работы в общеобразовательном учреждении.
 
Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в биб­лиотеку производится по списочному составу класса в индивидуаль­ном порядке, педагогических и иных работников общеобразователь­ного учреждения, родителей (иных законных представителей) обу­чающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится еже­годно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиоте­кой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
Порядок пользования абонементом:
 а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
 б) максимальные сроки пользования документами:
• учебники, учебные пособия — учебный год;
• научно-популярная, познавательная, художественная литерату­ра — 1 месяц,
• периодические издания, издания повышенного спроса — 14 дней;
 в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
Порядок пользования читальным залом
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
 а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по предварительной записи и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
 в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носите­лем информации после предварительного тестирования его работни­ком библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользова­тель должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обра­щение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017