Библиотека школы
  №49 г.Улан-Удэ


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
 
 
 
Развивающие игры для летнего лагеря.
 
Из книги Клауса Фопеля «Чтобы дети были счастливы...»*

 


 

                                                                Считаем до двадцати (для детей от 6 лет)

Это упражнение может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд. Дети могут выполнить задание только тогда, когда они хорошо знают друг друга, способны слушать, находятся в расслабленном состоянии. В группе, где царит дух напряжения и соперничества, на выполнение задания потребуется гораздо больше времени. Таким образом, упражнение является хорошим диагностическим тестом на проверку готовности группы к сотрудничеству.
  Мы предлагаем провести игру в два этапа: сначала все размещаются так, как они обычно сидят в классе. В этом случае дети не могут наблюдать друг за другом. А потом все садятся в круг, и тогда становится понятно, насколько важно для участников команды видеть друг друга.
   Инструкция. Все садятся за парты, как обычно.
Ведущий объясняет задание. «Нужно считать от 1 до 20, следуя определенным правилам:
– один и тот же участник называет только одно число (затем наступает черед другого участника);
– если одновременно заговорили двое, начинаем все сначала;
– каждую цифру нужно произносить громко и четко, чтобы слышали все остальные;
– договариваться заранее о том, кто какое число назовет и когда, – нельзя».
Спросите у детей, все ли понятно. Обсудите с группой необходимую продолжительность упражнения: «Как вы думаете, сколько времени потребуется на выполнение задания?» Установите время – от 5 до 10 минут. Начните упражнение.
Если кто-то из детей почувствует напряжение и недовольство, не удивляйтесь. Это действительно трудное задание. Понадобятся терпение и воля, чтобы выполнить его.
Если группа успешно выполнила задание или закончилось выделенное время, упражнение повторяется в другом варианте.
На этот раз участники садятся в круг. Снова определяются временные рамки. Прежде чем начнется упражнение, помогите детям расслабиться. Пусть они посмотрят друг на друга, чтобы настроиться на новую ситуацию.
Если группа успешно выполнила задание или закончилось выделенное время, остановите упражнение, обсудите его с детьми.
Обсуждение · Понравилось ли мне упражнение? · Удалось ли нам успешно выполнить задание? · Если да, то что нам помогло? · Если нет, то чему нам еще нужно поучиться, чтобы достичь успеха в следующий раз? · Как я себя чувствовал при выполнении этого непривычного задания? · Участвовал ли я в совместном действии или уклонялся от участия? · Как я мог понять, что одновременно со мной собирается говорить кто-то другой? · Верил ли я с самого начала, что нам удастся справиться с заданием? · На что я обратил внимание в процессе рассаживания? Для чего нужен круг?
Иногда дети выражают мысль о том, что для выполнения этого задания необходима удача. В таком случае обсудите следующие вопросы: · Как я реагирую на неудачу? · Какую роль играет удача в моей жизни? · Что нужно сделать, чтобы в жизни было больше удачи?
                                                                Музей скульптур (для детей от 6 лет)

Нельзя научить сотрудничать абстрактно. Этот навык нужно постоянно тренировать, включая в работу тело и весь спектр чувств. Только так дети смогут живо прочувствовать возможности сотрудничества, что укрепит их самооценку и желание доверять другим.
Материалы: листы плотной цветной бумаги или картона формата А4.
Инструкция. Группа делится на тройки таким образом, чтобы в них были дети примерно одного роста.
Ведущий объясняет первое задание. Нужно втроем уместиться на листе картона, не задевая при этом пола. Также нельзя опираться на стул, стол или стену. Держаться можно только друг за друга.
Всем тройкам дается 3 минуты, чтобы подумать, как лучше решить эту задачу. Во время обдумывания картон трогать нельзя.
После этого участники пытаются встать на картон, найдя такую позу, в которой они смогут простоять 2 минуты. Ведущий следит за тем, чтобы никто не касался ногами пола.
Дети на некоторое время собираются в круг, чтобы обсудить, понравилось ли им задание. Что было трудным? Что было легким? Что привело к успеху? Были ли тройки, которые не справились с заданием?
Затем все снова возвращаются к своим листам. Задача остается той же, но теперь нужно подумать, как встать на лист таким образом, чтобы получилась скульптура – интересная, красивая, вдохновенная. На подготовку дается 3 минуты.
Тройки пытаются воплотить свои замыслы, проверяя, смогут ли они выдержать в задуманных позах минуту (6–8 минут).
Какая-то часть команд выполняет задание, а другая прогуливается по «музею» и разглядывает скульптуры (5 минут). После этого команды меняются ролями.
Обсуждение · Понравилась ли мне игра? · Получилась ли у нашей тройки интересная скульптура? · Успешным ли было наше сотрудничество? · Чьи скульптуры мне понравились? · Как вы думаете, сколько ребят могут уместиться на листе картона?  
                                                           Отражения (для детей от 8 лет)

Это упражнение дает прекрасную возможность для тренировки мелкой моторики, способности к концентрации, развития готовности к сотрудничеству. У детей, которые выполняют это упражнение, может возникнуть ощущение внутренней связи друг с другом, что позитивно влияет на психологический климат в группе.
Для выполнения упражнения в комнате для занятий должно быть достаточно места.
Инструкция. Группа делится на пары. Партнеры встают друг против друга, выбирая, кто из них будет А, а кто Б. Разговаривать при этом нельзя.
Партнер А начинает медленно двигать руками и ногами. Партнер Б повторяет его движения и пытается скопировать выражение его лица.
Если партнер А замечает, что Б удается сконцентрироваться и точно повторить его движения, он может их усложнить (не сходя со своего места) (3–5 минут).
Затем происходит смена ролей (3–5 минут).
Когда партнеры привыкнут друг к другу и оба почувствуют, что у них получается и это увеличивает их удовольствие от работы, лидер меняется (3 минуты).
Если взаимодействие налажено, партнеры не устанавливают роль ведущего. Они прислушиваются друг к другу (3 минуты).
Произносите инструкцию медленно и четко, чтобы создать атмосферу спокойствия и концентрации. Когда дети настроятся друг на друга, можно усложнить задачу: две пары собираются вместе и вчетвером двигаются в одном ритме, делая одинаковые движения, без какого-либо руководства (5 минут).
Обсуждение · Учитывал ли я возможности партнера, когда был ведущим? · Получалось ли у меня следовать движениям партнера?
                                                                          Поэзия на камне (для детей от 9 лет)

Мы привыкли писать на бумаге, но с этим часто связано ощущение, что наши слова, записанные на этом материале, так же временны и преходящи, как сама бумага. Если же мы пишем на камне, наше восприятие изменяется. Эта необычная для нас поверхность для письма – своеобразный вызов нашим умениям. Пробуя писать на камне, мы знаем, что делаем для себя нечто непривычное. У нас изменяется чувство времени: ведь камни очень древние, они старше человечества.
В этом упражнении дети пишут короткие стихотворения на обломках белого камня, из которых могут потом соорудить нечто вроде японского сада камней.
Материалы: обломки белого камня, галька (размером с теннисный мяч), разноцветные фломастеры и (при желании) песок и листья для сада камней.
Инструкция. Каждый ребенок выбирает себе камень, который ему нравится.
Дети садятся в четверки. Ведущий обращается к детям, как к одному ребенку: «Представь, что твой камень умеет разговаривать. Что он тебе расскажет о своей долгой жизни на Земле? Как выглядела Земля в те далекие времена? Как развивалась жизнь, когда на планете появились первые люди?»
Дети придумывают истории и рассказывают их друг другу (10 минут).
Затем ребята получают письменное задание: «Представь, что ты один из первобытных людей, которые жили в пещерах. И ты хочешь оставить тем, кто придет за тобой, важное послание. Каким оно будет? Напиши его на камне» (10–15 минут).
Дети зачитывают свои послания и помещают камни в постепенно образующийся сад камней.
Обсуждение · Что было самым важным для наших предков, которые жили в пещерах? · Чем мы отличаемся от своих предков? · Что с тех пор стало лучше, что хуже?
                                                           Палатка (для детей от 9 лет)

В этой игре участники делятся на команды и пытаются выполнить трудное задание – с помощью газет и скотча построить палатку. Чтобы повысить шансы на успех, сначала детям нужно составить план.
Материалы: каждой группе понадобятся старая (лучше толстая) газета и скотч.
Инструкция. Участники делятся на команды по пять человек. Хорошо, чтобы в команде были дети, которые еще недостаточно друг друга знают и хотели бы познакомиться поближе. Каждая команда получает газету и скотч.
С помощью газеты и клейкой ленты нужно построить палатку такого размера, чтобы в ней поместились все участники команды (при этом нельзя использовать никакие другие средства!).
Командам дается 10 минут, чтобы составить план действий и придумать конструкцию палатки. Во время подготовки материал трогать нельзя.
Когда дети начнут строить палатку, следите за тем, чтобы в строительстве участвовали все. На выполнение задания дается 15 минут. Если вы хотите усложнить задачу, время можно сократить. Во время работы разрешается негромко разговаривать.
Команды по очереди представляют свои творения и показывают, что всем участникам нашлось место в палатке.
Обсуждение
       Участники каждой команды рассказывают о том, как они действовали, насколько довольны результатом и у всех ли была возможность поучаствовать в строительстве палатки. В конце можно задать детям следующие вопросы: · Узнал ли я что-то новое о каком-нибудь участнике своей команды? · Насколько я умею сотрудничать? · Как надо себя вести, работая вместе с другими? · Что было наиболее трудным в совместной работе? · Какова роль сотрудничества в различных видах спорта?

* Клаус Фопель. «Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста». «Генезис», 2005 год, http://www.genesis.ru/
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024